К концу первого года жизни дети осваивают навыки ходьбы, активно играют в сложные игры, имеют четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
В возрасте от года до двух лет малыши активно исследуют мир. В этот период главная цель любой физической активности ребенка — познание того, что его окружает.
Период от года до двух лет педиатры называют возрастом непосед. Дети активно ходят, ползают на четвереньках и осваивают новые движения — бег, повороты, наклоны и приседания. Лучшее, что могут сделать родители — поддержать активность ребенка, организовать ему возможность двигаться столько, сколько ему требуется и обеспечить безопасность. Известно, что все привычки у человека формируются в раннем возрасте и ребенок, который много двигается, став взрослым, также будет физически активен.
Плюсы непоседливости
Чем больше в дневном графике малыша будет физической нагрузки, тем лучше для него. Исследования показывают, что увеличение времени физической активности улучшает показатели когнитивного развития и физического здоровья детей. Установлена прямая зависимость между уровнем физических нагрузок и словарным запасом, развитием речи, зрительным и слуховым вниманием, умственной работоспособностью. Не говоря уже о том, что малыши, которые активно двигаются и достаточно времени проводят на свежем воздухе, реже болеют простудными заболеваниями.
180 минут — каждый день
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, детям в возрасте 1–2 лет в течение дня желательно не менее 180 минут (трех часов) заниматься различными видами физической активности любой интенсивности — от умеренной до высокой. Под такой нагрузкой подразумеваются занятия, в ходе которых у ребенка сбивается дыхание, и ему становится жарко.
Нужно помнить, что у малышей от года до двух физическая активность обычно проходит в виде энергичных игр, а не в форме организованных занятий.
В этот период ребенку придутся по душе подвижные игры с различными предметами — мячами, флажками, лентами, кольцами.
Физическое развитие уже позволяет малышу гулять по пересеченной местности, залезать и спускаться с горки, подниматься по лестнице — сначала с поддержкой, потом без нее.
В коляске — не больше часа в день
Дети от года до двух лет не должны находиться в сидячем положении в течение продолжительного времени. Допустимое время ограниченной подвижности в этом возрасте — не более одного часа в каждом случае (например, при использовании колясок во время прогулок, высоких стульчиков во время еды, обычных стульчиков во время игр и т. д).
Взрослым, присматривающим за ребенком, в периоды его ограниченной подвижности рекомендуется читать и рассказывать ребенку сказки, рисовать, разукрашивать, заниматься пением, а также играть с ним в спокойные игры без использования электронных устройств — в кубики, пазлы, конструкторы и т. д. Такие занятия имеют большое значение для развития когнитивных способностей ребенка.
В кроватке — не менее 11 часов
Спать дети в возрасте от одного года до двух лет должны не менее 11–14 часов (включая короткий дневной сон). Годовалым малышам уже необходимо придерживаться режима дня, в том числе — времени подъема и отхода ко сну.
Недостаточная продолжительность сна может стать причиной появления избыточного веса и ожирения, менее эффективной регуляции эмоций, нарушений показателей роста и более высокого риска травм. Также замечено, что дети, которые не высыпаются, больше времени проводят перед экранами различных электронных устройств, а это негативно влияет на их психику и повышает риск появления избыточного веса.
|