Кровь входила в состав первой пластмассы
В 1856 году Франсуа Шарль Лепаж запатентовал во Франции один из ранних прототипов пластика, который назвал bois durci. А в 1877 году в США Уильям Диббл создал его аналог — гемацит.
Для производства материала кровь животных со скотобоен смешивали с древесными опилками, особенно из тополя, и добавляли красители, чтобы придать сходство с натуральным деревом. Затем смесь нагревали, перемешивали до получения нужной консистенции и помещали в форму. Под воздействием тепла и давления альбумин в крови свёртывался и масса превращалась в плотный гладкий материал, напоминающий древесину и обладающий схожими свойствами.
Чтобы получить 1 килограмм bois durci, уходило около 130 миллилитров крови.
Гемацит часто использовался для имитации гагата — разновидности каменного угля, из которой изготавливали разные поделки, например чернильницы, таблички, декоративные барельефы, дверные ручки, картинные рамы и даже предметы мебели. Они были прочными и приятными на ощупь.
Позже, с распространением синтетических пластиков, «древесина» из крови стала ненужной и о ней забыли. А жаль, потому что материал этот более экологичный, чем современные пластмассы, и позволяет утилизировать отходы как пищевой, так и деревообрабатывающей промышленности.
Кровь можно использовать при строительстве
Сложно спорить с тем, что древние римляне умели строить: их акведуки и амфитеатры до сих пор стоят. Это может быть связано с тем, что они добавляли в свой знаменитый римский бетон кровь домашнего скота, чаще всего быков.
Рим в конце концов пал, но его достижения забыты не были. В 1805 году шотландский инженер Томас Телфорд построил судоходный акведук Понткисиллте на северо востоке Уэльса (Великобритания). И что вы думаете? Спустя два столетия после открытия акведук всё ещё используется и является одним из наиболее загруженных участков британской сети каналов, пропуская около 15 тысяч лодок в год.
Известковый раствор для акведука Томас Телфорд готовил по древнеримскому рецепту — с добавлением бычьей крови.
Да и в наше время периодически всплывают идеи построить что-нибудь интересное из крови. К примеру, британский архитектор Джек Манро разработал материал для изготовления кирпичей, в состав которого входят кровь, антибактериальный агент, антикоагулянт, песок и вода. В результате получается кирпич малинового цвета. И он ничуть не хуже обычного сырцового. Манро указывает, что его строительный материал более дешёвый и экологичный, к тому же для его производства нужно меньше воды, что немаловажно для бедных и развивающихся стран.
Кровь не всегда красная
У нас, людей, красная кровь, потому что наши эритроциты наполнены гемоглобином — железосодержащим белком, переносящим кислород. Прочие млекопитающие, а также большинство амфибий и рептилий тоже имеют красную кровь, что опять же связано с гемоглобином.
Но у отдельных морских животных, таких как кальмары, осьминоги и некоторые морские черви, кровь голубого цвета — потому что кислород у них переносит гемоцианин. Этот белок в отличие от гемоглобина содержит медь, а не железо. Такая же голубая кровь может быть у пауков, слизней и улиток.
А в жилах некоторых видов лягушек из Камбоджи и ящериц с острова Новая Гвинея течёт зелёная кровь. Это связано с наличием желчного пигмента биливердина.
Гемэритрин — это ещё один пигмент, который содержит железо и переносит кислород. Он придаёт пурпурно розовый цвет крови некоторых моллюсков, например ламповых раковин и асцидий.
У кое каких видов рыб вроде антарктической ледяной вообще нет пигмента крови. Генетическая мутация удалила из их тел гемоглобин, так что кровь у них теперь прозрачная и не переносит кислород. Рыба дышит прямо сквозь кожу.
Да что уж там, даже у людей кровь бывает не красной. Правда, только при редких и опасных заболеваниях.
Например, в 2019 году врачи в Германии столкнулись с уникальным случаем. У 39 летнего пациента мужского пола они обнаружили кровь, похожую на молоко из за экстремально высокого уровня триглицеридов (то есть жиров). Попытки откачать и очистить кровь провалились, потому что она была густой и банально засоряла медицинскую аппаратуру. Этот необычный феномен был вызван комбинацией генетических факторов, ожирением и нерегулярным приёмом лекарств от диабета. Чтобы спасти жизнь пациенту, врачам пришлось прибегнуть к старому доброму средневековому кровопусканию.
Кровь первой группы сильнее всего привлекает комаров
Вы когда-нибудь замечали, что комары вас кусают, как будто вы нанесли им личную обиду, а соседа по комнате облетают стороной? Возможно, всё из за того, у вас первая положительная группа крови.
Такое предположение выдвинули специалисты из японского Института технологий борьбы с вредителями. Под присмотром учёных добровольцы с разными группами крови погружали руки в специально подготовленный аквариум с комарами. Результаты показали, что больше всего насекомых садилось на обладателей именно первой положительной.
Исследователи утверждают, что мы, люди, выделяем из кожи вещества, которые могут выдать нашу группу крови. Кровососы, видимо, чувствуют такие вещества по запаху, и это определяет их вкусовые предпочтения.
Насекомым, кстати, предварительно ампутировали хоботки, чтобы они не могли кусать участников. Так что во время эксперимента никто не пострадал. Кроме комаров.
В вашем теле есть место, где нет крови
Казалось бы, в человеческом организме кровь повсюду. Уж на что кости представляются бескровной штукой, однако в них находится красный костный мозг, который производит эритроциты, и они пронизаны крошечными сосудами.
Но существует место в нашем теле, лишённое кровеносных сосудов и удивительным образом способное выполнять свои функции. Это роговица — выпуклая прозрачная оболочка, которая покрывает переднюю часть глаза и защищает его от внешнего воздействия, например от пыли, микробов и травм. Кроме того, она играет важную роль в фокусировке света на сетчатке, что позволяет нам видеть мир вокруг.
Кровеносные сосуды понизили бы прозрачность роговицы и плохо повлияли бы на качество нашего зрения. Поэтому она не содержит сосудов, а кислород и питательные вещества получает непосредственно из внутренней влаги глаза, а также из слёз, которые смачивают её поверхность. |