В учреждении в рамках дневного стационара педагог-психолог ведет свою работу в следующих направлениях:
-
Психологическое консультирование родителей
-
Психодиагностика
-
Психокоррекционные мерроприятия
-
Поддерживающая психотерапия
Все эти направления между собой взаимосвязаны, но каждое, тем не менее, имеет свою содержательную направленность.
Семья, где растет ребенок с нарушениями в развитии испытывает тяжелые психологические нагрузки, это кризисный период для всей семьи. Поэтому такая семья нуждается в профессиональной, квалифицированной помощи педагога- психолога.
Психологическое консультирование родителей проводиться в рамках семейной системной психотерапии. Семья представляет собой систему, она живет и развивается по определенным законам как единый живой организм. Симптом ребенка – это составная часть всей семейной системы и проблемы ребенка являются отражением семейных проблем, где любое нарушение гомеостаза (равновесия) приводит к дисфункции семьи.
На первой встречи происходит знакомство с родителями и ребенком. Из беседы с родителями, анкетных данных, генограммы семьи, проективных методов, анализа вербальной информации (жалоб), и невербальной (поза, мимика, жесты, темп речи) специалист получает важный диагностический материал, информацию о положении ребенка в семье, об условиях и типе воспитания.
Основная функция первой встречи с родителями и ребенком – установление оптимально доверительного взаимоотношения: РОДИТЕЛЬ-ПСИХОЛОГ- РЕБЕНОК.
Важным компонентом являлся положительный настрой родителей на совместную работу.
Задания для ребенка подбираются адекватно его хронологическому возрасту, уровню его сенсомоторного и интеллектуального развития. Это различные игры на создание положительного эмоционального контакта взрослого с ребенком, установление позитивной атмосферы на занятии: игры с водой, песком; игры на развитие тактильных ощущений: с манкой, фасолью, рисом, солью, тестом; игры с кинетическим песком; игры и упражнения на релаксацию.
При проведении психокоррекционных мероприятий используется интерактивное оборудование темной сенсорной комнаты. Оно решает большой спектр коррекционных задач: по развитию мелкой моторики, формированию устойчивости внимания, стимуляции исследовательских действий ребенка, развитии интереса к познавательной деятельности и двигательной активности, тактильной чувствительности.
В ходе занятий происходит мощная стимуляция органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных рецепторов, а так же способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности.
Каждое коррекционное занятие в темной сенсорной комнате включает в себя три блока:
Первый блок ― установление контакта с ребенком и взаимодействие с ним на уровне ощущений. Все игры и упражнения, входящие в этот блок, направлены на снижение у ребенка психического и физического напряжения, мышечного тонуса, тревожности. Кроме того, подобное начало занятия помогает установить эмоциональный контакт с ребенком, создает позитивную установку, настрой на занятие.
Второй блок ― взаимодействие с ребенком и формирование у него первых жизненно важных сенсомоторных представлений. Все игры и упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторного и психического развития ребенка.
Третий блок ― создание ситуаций взаимодоверия ребенка и окружающего мира и условий для последующего взаимодействия с ним. Именно в этой части ребенок может расслабиться, снять напряжение после занятия.
При проведении психокоррекционных мероприятий учитывыается уровень развития и психофизические возможности ребенка.
- детей с нарушениями поведения и расстройствами в эмоционально-волевой сфере – коррекционная работа направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, развитие его коммуникативных функций, формирование социальной адаптации. В рамках поведенческого направления закладываются новые (социально-приемлемые) формы поведения с помощью положительных подкреплений и осуществляется переключение с неадекватных форм поведения. Положительный терапевтический эффект дает работа по организации детско-родительского взаимодействия через применение техник совместной продуктивной деятельности. Для снятия повышенной тревожности, создания атмосферы безопасности и спокойствия помогает интерактивное оборудование «Разноцветная радуга».
У детей с задержкой нервно психического развития – коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развития ориентировочной основы деятельности, контроля. Это такие игры и упражнения как «Поймай огонек», на развитие двигательных навыков, внимания; достижение положительного эмоционального состояния. «Солнечный зайчик», на формирование слухового и зрительного сосредоточения; стимуляцию направленного движения руки.
У детей с нарушениями в двигательной сфере при подборе дидактических игр и проведении игровых занятий учитывается структура и степень сложности нарушения, индивидуальные особенности ребенка, уровень речевого и интеллектуального развития.
В комплекс коррекционных мероприятий включаются такие виды деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой, рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Эти виды деятельности направлены прежде всего на сенсорное развитие (цвет, форму, величину), а также на развитие мышечного суставного чувства, мелкой моторики и пространственного ориентирования. Эти виды деятельности обогащают все психические функции и личность ребенка в целом.
Важной задачей для таких детей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, для более эффективного овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой деятельностью. В этом помогают самые разнообразные игры и упражнения с различными дидактическими играми и игрушками.
Заключительным этапом работы педагога- психолога является поддерживающая психотерапия, которая включает профессиональную психологическую помощь родителям детей, имеющих различные нарушения в развитии.
Основная цель психологической поддержки семьям посещающим дневной стационар— формирование адекватного отношения родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация этих возможностей.